Дата рождения: 6 ноября 1961. Образование: психолог. Компетенция: управление персоналом (HR), организационное консультирование, бизнес-коммуникации. Город: Одесса.
Рекрутинг. HR-консалтинг
Главная » Не зарплатой единой…

Не зарплатой единой…

Есть такие компании, о которых люди между собой говорят: «Там высокие зарплаты». Есть такие, о которых говорят: «Там недоплачивают». Низкие в компании зарплаты по рынку или высокие, само по себе ни о чем не говорит. Главное, чтобы уровень зарплат персонала находился в равновесии с другими условиями работы людей. Все должно быть гармонично и в меру. Как макияж у женщин.

Утрируя и гипертрофируя, можно сказать, что работодатель вообще не хотел бы платить людям за их работу. Ну, разве что Биллу Гейтсу, то ладно, – $100 в мес. можно. Вот такое его, работодателя, неистребимое бизнесовое желание – делать свой бизнес все более и более рентабельным. Работник же наоборот, – хотел бы получать денег много-много, на порядок больше, чем реальные, человеческие зарплаты. Многие считают, что при этом человек и на работу бы не ходил, если бы было можно, но я в это не верю, не таков человек.

Рынок ставит все на свои места. Как любой товар, рабочая сила (в широком смысле этого слова) продается на рынке, подчиняется его законам и живет полноценной рыночной жизнью. Случается разное: дефицит или перенасыщение рынка труда, уникальные профессиональные предложения, падение цен (зарплат) на определенные специальности или спекулятивный их рост на другие. Так вот, в норме работодатель договаривается со своим персоналом про деньги, исходя из конъюнктуры рынка труда. И все было бы просто, если бы зарплаты были единственным фактором взаимного выбора работника и работодателя. Помимо денег, которые предлагаются за работу, человеку в его выборе компании крайне важны еще несколько вещей. Например, перспективность и реальность карьерного роста, профессиональные новизна, интерес и сложность работы, величина и известность предприятия, социальные компенсации и т.д. Да что там, – для нас в общем-то имеет значение, сколько времени и с какими затратами добираться до работы, какая там атмосфера в коллективе и бытовые условия, в конце концов.

Я вот к чему. Уровень зарплат персонала не влияет впрямую на эффективность его работы, лояльность к компании, удовлетворенность и, как следствие, – на текучесть. Я встречал случаи, когда в компании платили персоналу на 20-25% ниже рыночного уровня. И ничего. Народ не просто не убегал, а совсем даже наоборот, – держался за свои места. Все потому, что кроме собственно денег, человек получал от компании еще какие-то другие ценные для него штуки. Часть из этих штук носила все тот же материальный характер – обеды в офисной столовой, абонементы в бассейн, небольшие потребительские кредиты, частичную оплату медицинских расходов, летние детские лагеря отдыха и т.д. Другая же часть была нематериальной. Например, каждый сотрудник знал, что он может профессионально и карьерно вырасти в компании, и что именно он для этого должен сделать. Люди четко знали критерии оценки качества их работы: успехи не оставались незамеченными, неудачи – тоже. Все честно. Человек шел на работу и понимал ЧТО, ЗАЧЕМ, КАК и РАДИ ЧЕГО он должен делать. Его работа была ему интересной и осмысленной, он чувствовал себя нужным и ценным. А при такой красоте можно было и «забыть» про то, что денег он получает здесь меньше, чем мог бы получать в другом месте.
Встречались и противоположные случаи: в «навороченных», крутых компаниях зарплаты были существенно завышены (относительно среднерыночных), а люди не держались, текучесть высокая была. Специалисты уходили, а боссы негодовали по этому поводу: «У меня самые высокие в городе зарплаты! Да, они охренели в конец!» А все было просто. Культура постановки задач из разряда: «Копать от рассвета и до забора. Но вчера». А цель, а лопата? «Лопату иди сам ищи. Про цель мы тебе потом скажем, если не забудем. Ты что-то много вопросов задаешь. Вспомни, какая у тебя зарплата. За те деньги, которые ты получаешь, горы сворачивать нужно, а не вопросы задавать».

Правильный работодатель всегда понимает, что «не хлебом единым» должны быть живы его сотрудники. Поэтому, он и использует фонд заработной платы, только как ОДИН ИЗ инструментов управления персоналом. Такой работодатель знает, что «зарядить» персонал на эффективную работу – тема тонкая, деликатная. «В лоб», только зарплатами, она полноценно и качественно не решается. Это как с женщиной. Можно, конечно, тупо за деньги купить себе красавицу. Но ни тепла, ни искренней ласки, ни преданности этот мужчина от нее не получит. С проститутки какой спрос? С правильной женщиной – другое дело, подходы другие: где подарками, где заботой-беспокойством о ней, где личным мужеством и силой, где простым лютиком-цветочком. Когда женщина любит, она способна ждать, терпеть и брать на себя часть общих, семейных проблем, а не сидеть как принцесса. А когда только за деньги, то все чрезвычайно просто: закончились деньги – закончилась женщина.

Я, как вы помните, – не про взаимоотношения полов рассказываю, а про персонал и про место заработных плат в общем успехе. Просто на этой аналогии с женщинами тема становится ближе и понятней.

Внимание! Актуальные вакансии в Одессе см. в закладке “Вакансии”
Lebedev.odessa.ua > Рекрутинг от Игоря Лебедева - ручная работа.